ОПИСАНИЕ СИТЕМЫ РАБОТЫ

 

«Между воображением человека

и обретением желанного лежит пространство,

которое человек может преодолеть

лишь своим страстным стремлением.»

Х.Джубран

 

1. Тема «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития пространственного мышления учащихся на уроках химии».

 

2. Цель: Развивать пространственное мышление учащихся посредством применения информационно коммуникационных технологий на уроках химии.

Задачи:

- развитие пространственного мышления, развитие коммуникативных способностей;

- подготовка личности «Информационного общества»;

- изучение теоретической литературы по интересующей меня теме;

- модификация трудов лучших педагогов и авторов – новаторов;

- адаптация учащегося к условиям визуальной грамотности;

- формирование у  учащихся  исследовательских умений.

Актуальность. 

Важную роль в развитии ребенка играет пространственное мышление, невысокий уровень которого является практически непреодолимым препятствием для успешного изучения ряда школьных дисциплин: географии, физики, химии, рисования, черчения, стереометрии и других. Пространственное мышление ребенка начинает формироваться с самого раннего детства, когда он знакомится с окружающими его предметами. Многие профессии – конструктор, архитектор, хирург, закройщик …, требуют от человека умения мысленно производить пространственные преобразования, хорошо ориентируясь в пространстве видимом и воображаемом.

Перед учителем стоит сложная задача- подготовить школьника к жизни в информационном пространстве. В современных условиях большое значение  в интеллектуальном развитии учащегося  приобретает визуальная грамотность: способность видеть, анализировать и понимать зрительный образ. Это помогает более эффективной обработке компьютерной информации, развитию наглядно действенного мышления.

    Благодаря визуальной грамотности, человек может одновременно развивать зрительные анализаторы, восприятие, воображение, мышление, совершенствовать свои психические процессы. Таким образом, визуальная грамотность становится существенной составной частью многих видов профессиональной деятельности.

Предмет химии один из последних предметов, вводимых в курс школьной программы, когда у учащихся уже сформировано начальное представление об окружающем мире, о месте человека в нем. Химическое образование направлено на развитие интеллекта учащегося, на развитие его логического, образного, теоретического, эмпирического и других форм мышления. Применение новых информационных технологий позволяет сформировать интерес к предмету, оказывает влияние на качество знаний, на результативность обучения, развитие учащихся. Учащиеся, с более развитым пространственным мышлением, не затрудняясь, рисуют формы атомных орбиталей, пишут ионные уравнения, рисуют изомеры органических веществ, с легкостью решают задачи на растворы и тд.   При этом новые информационные технологии сами становятся инструментом познания, обучения, выполняют эвристическую, обобщающую, исследовательскую, развивающую, побуждающую, воспитывающую и контрольно-корректирующую функции.

Теоретическое обоснование опыта.

Что такое информационно - коммуникационные технологии.

            В настоящее время существует множество различных определений для понятия «информационно-коммуникационные  технологии». Рассмотрим некоторые из них.

              Информационно-коммуникационными технологиями ( далее ИКТ) называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства для достижения педагогических целей.

      С позиции информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, т.к. сущность процесса обучения  составляет движение и преобразование информации.

     Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, главным средством осуществления которых является компьютер.

      Сегодня перед учителями  встают задачи огромного  значения и объема – формирование информационной культуры учителей и учащихся, для чего необходимо подготовить и педагогические кадры, способные освоить новые средства и технологии компьютерного обучения, а также организовать непрерывное обучение учеников информатике, внедрять информационные технологии в учебно  – воспитательный процесс.

          Информационно-коммуникационная технология в предметном обучении основывается на:

    использовании некоторых формализованных моделей содержания (педагогических программных средствах)

    деятельности учителя, управляющего этими средствами;

    повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности учащегося, вызываемой интерактивными свойствами компьютера

   Учащимся через ИКТ  предоставляется чрезвычайное разнообразие информации: текстовая, графическая, звуковая, анимационная и видеоинформация, предоставляется свободный выбор логики ознакомления с информацией и оперативность обработки информации, имеют практически неограниченный объем «поддерживающей информации» и играют огромную роль в процессе взаимодействия компьютера и ребенка.

       Управляющая и обучающая деятельность учителя состоит из:

  • общего стратегического планирования использования компьютерных средств. Здесь учитель подбирает дидактические модули и блоки с учетом методических, психологических и др. соображений;
  • планирования использования компьютера на отдельных учебных занятиях (уроке, практической работе и т.д.);
  •  управления познавательной деятельностью учащихся во время занятия, практического осуществления интеграции традиционных и компьютерных средств.

               Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы  управления учебной деятельностью,  вовлечь учащихся в активную работу на уроках химии, например,  используя игровые моменты или элементы других интересных и эффективных технологий.

               В зависимости от методического построения занятия компьютер способен работать в режиме разных технологических форм:

  •     репродуктивной;
  •     интерактивной;
  •     развивающей;
  •     парадигмы саморазвития – свободного путешествия в пространстве культуры.

                Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей, усваивающих объяснения учителя, стесняются поднять руку, сказать, что не понял. Имея в качестве партнера компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Индивидуальная программа может использовать различные  информационные средства и быть в разной степени самостоятельной и осуществляться в виде:

  • выполнения индивидуального задания в классе;
  • работы с модульной частью электронного пособия (изучение нового, упражнения, лабораторная работа, контрольная работа или тестирование);
  • самостоятельного освоения учебного предмета по электронному учебнику;
  • свободного путешествия по пространству культуры.

               Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

 

Я рассматриваю проблему обработки химической информации с точки зрения способности к пространственному мышлению, которую иногда называют первым признаком интеллекта. Эта способность является весьма важной для успешного изучения химии, и весьма необходима для профессиональной деятельности.  

При овладении органической химией у части учащихся возникают некоторые трудности восприятия строения органических молекул. Начиная, с изучения простейшего метана и до молекул белков учащихся всегда преследует – расположение молекул в пространстве. Метан имеет: четыре s-связи углерода направлены в пространстве под тетраэдрическим углом 109о28' ,поэтому молекула простейшего представителя алканов – метана СН4 – имеет форму тетраэдра, в центре которого находится атом углерода, а в вершинах – атомы водорода:

            

На уроках геометрии при изучении свойств геометрических тел, симметрии продолжается формирование пространственного мышления детей. Что бы избежать распространенного недостатка современного школьного химического образования,  а именно формализма знаний учащихся, проявляющегося  в тех случаях,  когда в сознании ребенка вместо образов, отображающих  действительность, остаются лишь знаковые модели (формулы), я стараюсь показывать объемные и плоскостные формы молекул на мультимедийном проекторе. Если  представление о молекуле пропана, в голове учащегося не более чем знаковая модель: молекулярная  С3Н8 или  в лучшем случае структурная формула.

     Или  пропан ассоциируется с тремя буквами «С», соединенными друг с другом и с буквами «Н» черточками. По большому счету в таком восприятии ничего страшного нет. Проблема состоит в том, что за этой формулой отсутствует реальный образ объекта, что ставит под сомнение необходимость подобного знания . Я же в своей практике нахожу возможность показывать все три формы молекул.     У специалиста-химика, такой образ сформирован и знаковая модель в сознании мгновенно трансформируется: он легко может представить и соответственно описать геометрическую форму, электронное строение, энергии связей, конформации этой молекулы и т д. Но для школьника, сталкивающегося с этим веществом впервые, такая мыслительная операция оказывается невозможной.   С проявлениями формализма знаний я  сталкиваются достаточно часто. Например, вещество, записанное следующим образом: учащиеся могут назвать как 1-метилэтан, хотя угол 900 является просто продолжением молекулы, а не метильным радикалом, для того чтобы учащиеся могли в совершенстве оперировать понятием изомерия и номенклатура органических веществ, я еще в 9 классе обращаю на эти разделы большое внимание, т.к в 10 классе ( по программе О.С.Габриеляна ) эти темы усложняются, а закономерности остаются.

При изучении строения и свойств органических веществ и знакомства с внешним видом и физическими свойствами вещества, учащиеся приступают к созданию моделей при использовании шаростержневых моделей, пространственных моделей или пластилина и спичек.

         Параллельно использованию шаростержневых молекул на экране проектором  вывожу вращение молекулы в пространстве, т.к   в углеводородах главную роль играет пространственная ориентация атомных орбиталей углерода, поскольку сферическая 1s-АО атома водорода лишена определенной направленности.

    Я считаю, что применение информационно – коммуникационных  технологий обучения способствует достижению следующих задач:

развитие пространственного мышления, развитию коммуникативных способностей;

- подготовка личности «Информационного общества»;

- изучение теоретической литературы по интересующей меня теме;

- модификация трудов лучших педагогов и авторов – новаторов;

- адаптация учащегося к условиям визуальной грамотности;

- формирование у  учащихся  исследовательских умений

         Образовательное пространство в наши дни наводнили компьютерные обучающие программы, содержащие всевозможные презентации, которые,  безусловно, являются неплохим подспорьем в обучении.