Лабораторная работа «Приготовление препарата кожицы лука и рассматривание его под микроскопом»

Цель работы:научиться готовить микроскопический препарат, научиться пользоваться микроскопом и рассматривать микроскопический препарат, выработать понятие о клеточном строении кожицы лука.

Материалы и оборудование: на 2 учеников – штативная лупа, 2 предметных и 2 покровных стекла, 2 препаровальные иглы, стакан с водой, раствор йода, 2 безопасные бритвы, часть луковицы лука, 2 кусочка марли, 2 палочки из дерева или стекла.

Ход работы:

1. Приготовить микропрепарат из кожицы лука:
а) вытереть марлей предметное и покровное стекла;
б) капнуть палочкой воду на середину предметного стекла;
в) снять с внутренней стороны мясистой чешуи луковицы кожицу и положить в каплю воды на стекле;
г) отрезать небольшой кусочек кожицы, расправить иглой;
д) капнуть на кожицу каплю йода;
е) покрыть кожицу покровным стеклом.

Учитель проверяет, все ли сделали микропрепарат.

2. Рассмотреть микропрепарат невооруженным глазом и в штативную лупу, зарисовать 2 – 3 клетки.

3. Изучить устройство и основные правила работы с микроскопом. Поскольку навык работы с микроскопом формируется в течение длительного времени, то перед проведением лабораторных работ с использованием микроскопов целесообразно проводить тренировочные упражнения. Микроскоп необходимо установить на столе, прямо перед собой, объект наблюдают левым глазом. С правой стороны микроскопа находятся необходимые инструменты, материалы и объекты исследования, а также альбом для зарисовок.

Подготовить микроскоп для работы:
а) установить объектив на расстоянии 1 см от предметного столика;
б) поймать свет (движением зеркала свет направляют на объектив и добиваются равномерного освещения поля зрения).
4. Рассмотреть препарат кожицы лука в микроскоп:
а) положить препарат на столик против объектива;
б) опустить объектив до предметного стекла (не менее 1 мм над препаратом);
в) смотреть в окуляр, осторожно вращая винт до получения четкого изображения клеток;

г) левой рукой медленно перемещать препарат, чтобы найти самое лучшее место.
Преподаватель проверяет, все ли ученики нашли и увидели клетку под микроскопом.
5. Зарисовать в тетради клетку кожицы лука.
Учитель проверяет рисунки, добиваясь правильного представления о клетке. Ученики отвечают на следующие вопросы: Что видели в микроскоп, когда рассматривали кожицу лука? Какую форму имеют клетки? Как располагаются клетки: с промежутками или примыкают друг к другу? Чем отделена одна клетка от другой? Что находится внутри клетки? Во сколько раз увеличивает микроскоп?

 

Лабораторная работа «Строение плесневых грибов»

Цель работы: познакомить учащихся с характерными признаками строения плесневых грибов.

Оборудование:

                  цифровой микроскоп Digital Blue;

                  микропрепарат "Плесень мукор";

                  инструктивная карточка.

Инструктивная карточка.
1. Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым микроскопом.
2. Поместить препарат под микроскоп при увеличении 10*, используя нижнее освещение.
3. Рассмотреть гриб при увеличении 60* и 200*.
4. Сделать фотографию гриба при увеличении 60* и 200*.
5. Перейти в коллекцию рисунков с помощью кнопки
6. Выбрать снимок гриба при увеличении 60*. Перейти в редактор Paint и выполнить подписи:

                  Мукор 60*

                  Гифа

                  Спорангий

7. Выбрать снимок гриба при увеличении 200*.Прейти в редактор Paint и выполнить подписи:

                  Мукор 200*

                  Гифа

                  Спорангий

8. Сохранить рисунок в своей папке под названием"Мукор 60*", "Мукор 200*".

Пример оформления практической работы.

Рисунок 1.

 

Рисунок 2.

 

 

   
   

Лабораторная работа «Выделение дрожжами углекислого газа»

Цель: познакомить учащихся с процессом выделения дрожжами углекислого газа.

Оборудование: две плоскодонные колбы с пробками (стеклянные банки с плотными крышками), 10 г сахара, 40 г дрожжей, спички, лучинка.

Ход работы:

  1. В две плоскодонные колбы налейте по 200 мл воды.
  2. В первую колбу опустите 10 г сахара и 20 г дрожжей. Закройте колбу пробкой, а на стекле колбы напишите: «опыт».
  3. Во вторую колбу опустите 20 г дрожжей, также закройте пробкой и на стекле напишите: «контроль».
  4. Через 2 – 3 часа посмотрите, изменилась ли окраска раствора в колбах.
  5. Откройте колбы и, не наклоняя их, понюхайте. Появился ли запах в одной из колб? В какой колбе? Какой запах? О чем это свидетельствует?
  6. Зажгите лучинку и опустите ее сначала в контрольную колбу, а затем в опытную. Что вы наблюдаете? Как вы можете это объяснить? (Вспомните свойства углекислого газа, он не поддерживает горения).
  7. Главная особенность строения грибов – наличие мицелия. Почему дрожжи, которые не образуют типичного мицелия, тоже относят к грибам?
  8. Просмотрите видеофрагмент «Дрожжи», познакомьтесь с использованием дрожжей в пищевой промышленности. Подготовьте доклад «Применение дрожжей в пищевой промышленности».

 

Лабораторная работа «Изучение одноклеточных водорослей с помощью цифрового микроскопа»

Цель: закрепить знания о строении одноклеточных водорослей. Научиться их определять.

Оборудование и материалы: стаканы с культурами одноклеточных водорослей (хламидомонада и хлорелла),  цифровой микроскоп, пинцет, фильтровальная бумага, пипетка.

Перед началом работы ознакомьтесь с рекомендациями по использованию цифрового микроскопа (форум по курсу на платформе Телешколы). Установите загрузочный диск на своём компьютере. Подготовьте материал, который вы будете изучать. Желаем успехов!

Приготовление культуры водорослей. Хламидомонада обитает практически, везде — в лужах, в реках, озерах, на сырых стенах домов и на мокрой коре деревьев. Попросите взрослых снять налет с мокрой коры дерева (зелёного цвета), затем размешайте снятое в небольшом количестве воды (50 мл) и дайте постоять несколько часов (4-5). Хлорелла обитает в мелких, хорошо прогреваемых водоёмах, лужах. Принесите немного такой воды примерно 50 мл. Затем можно приступать к выполнению работы.

Ход работы:

1. Изучение строения клетки хламидомонады

1)                Нанесите в контейнер каплю воды из стакана с культурой хламидомонады.

2)                Накройте каплю крышкой  контейнера.

3)                Рассмотрите на приготовленном микропрепарате клетку водоросли при малом увеличении микроскопа. Зарисуйте увиденное.

4)                Рассмотрите микропрепарат при большом увеличении микроскопа.

5)                Зарисуйте строение клетки водоросли и обозначьте её составные части.

6)                Клетки хламидомонады при малом увеличении (в 10 раз) и при большом увеличении (в 200 раз) микроскопа.

2. Изучение строения клетки хлореллы

1)                Нанесите  в контейнер каплю воды из стакана с культурой хлореллы.

2)                Рассмотрите на приготовленном микропрепарате клетку водоросли при малом увеличении микроскопа. Зарисуйте увиденное.

3)                Рассмотрите микропрепарат при большом увеличении микроскопа.

4)                Зарисуйте строение клетки водоросли и обозначьте её составные части.

5)                Клетки хлореллы при малом увеличении (в 10 раз) и при большом увеличении (в 200 раз) микроскопа.

Выводы:

1.  О сходстве в строении клеток водорослей хламидомонады и хлореллы.

2.  О различиях в строении клеток водорослей хламидомонады и хлореллы

 

Лабораторная работа «Особенности внешнего строения кольчатых червей на примере дождевого червя»

Цель работы: выявить особенности строения кольчатых червей на примере дождевого червя; изучить особенности способа передвижения кольчатых червей; изучить раздражимость кольчатых червей.

Оборудование:

                  цифровой микроскоп Digital Blue;

                  живой дождевой червь;

                  инструктивная карточка.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите дождевого червя невооруженным глазом. Какова форма тела дождевого червя? Какую окраску он имеет? Одинаково ли окрашены различные участки тела?
  2. Найдите головной и хвостовой отделы тела, спинную и брюшную стороны.
  3. Изучите головной конец тела. Какое строение он имеет? Что на нем находится? Зарисуйте головной конец тела с брюшной стороны, сделайте обозначения.
  4. Рассмотрите хвостовой конец тела. Какое строение он имеет? Что на нем находится?
  5. Рассмотрите туловищный отдел тела. Каковы особенности его строения?
  6. Внимательно рассмотрите спинную сторону тела дождевого червя. Что вы можете обнаружить в межсегментных бороздках по средней линии спинной стороны тела? Каково значение этих образований?
  7. Объясните, за счет чего происходит движение дождевого червя? Опишите характер его движений.
  8. Нанесите червю раздражение препаровальной иглой. Опишите ответную реакцию на раздражение и объясните ее.
  9. Докажите, что дождевой червь относится к типу Кольчатые черви.

Запишите видео-фрагмент  дождевого червя