Практическая работа «Описание веществ»

 

Цель: Познакомить учащихся с физическими свойствами представителей различных классов неорганических соединений.

Оборудование: индивидуальный лоток с веществами, цифровой микроскоп.

Реактивы:

Ход работы:

  1. Изучите физические свойства выданных веществ по плану:
  • Агрегатное состояние вещества при комнатной температуре;
  • Цвет вещества;
  • Запах вещества;
  • Растворимость вещества в воде

 

  1. Составьте отчет, заполнив таблицу.

Название

Формула

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Растворимость

Фото с микроскопа

Дихромат калия

K2Cr2O7

Твердое

оранжевый

Нет

Растворимый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по работе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа   «Физические и химические процессы»

 

Цель: Проделать несколько пар опытов, описать и указать, в каком опыте из пары идет физический процесс, а в каком химическая реакция.

Оборудование: индивидуальный лоток с веществами, цифровой микроскоп.

Реактивы: дистиллированная вода, сухое горючее, сульфат меди(р-р), дихромат калия , раствор аммиака (не вдыхать), гидрокарбонат натрия, малахит, гидроксид натрия (р-р) соляная кислота(р-р),ацетон (огнеопасное вещество)

Ход работы:

  1. Составьте отчет, заполнив таблицу.

Делали

Наблюдали

Фотоотчет

Выводы

1.

Добавили воду к кристаллам CuSO4*5H2O перемешали

Кристаллы голубого цвета растворились в воде и раствор стал голубого цвета.

 

 

 

 

Вещество CuSO4*5H2O растворяется вводе – это процесс физический.

2.

Добавили воду к кристаллам (CuOH)2CO3  и перемешали. К тому что получилось, добавили раствор аммиака.

Вещество нерастворимо в воде.

 

 

3.

Нагрели K2Cr2O7 и остудили после нагревания.

 

 

 

4.

Нагрели (CuOH)2CO3   и остудили после нагревания.

 

 

 

5.

Добавили раствор CuSO4 к раствору K2Cr2O7

 

 

 

6.

Добавили раствор CuSO4 к раствору аммиака.

 

 

 

7.

Добавили раствор НСl к раствору NaHCO3.

 

 

 

8.

Добавили раствор CuSO4 к раствору NaOH.

 

 

 

9.

Добавили раствор CuSO4 к ацетону.

 

 

 

 

Вывод по работе:

 

Практическая работа «Выделение меди из ее соединений»

 

Цель: Определить, в какие из выданных соединений входит медь.

Оборудование: реактивы, цифровой микроскоп.

Реактивы: соли меди, вода, соляная кислота, металлический цинк. Если поверхность цинка тусклая, ее нужно зачистить шкуркой.

Ход работы:

                   На дно пробирки насыпают вещество на 0,5 см. Добавляют воды(примерно 1 см) и растворяют соединений. Если оно не растворится, добавляют такой же объем соляной кислоты.

                   Когда соединение растворится , добавляют в пробирку одну гранулу цинка. Наблюдают в течении одной – двух минут. Если поверхность покрывается красно-коричневым налетом или губкой, значит происходит выделение меди.

                   В графе «№» указывают номер пробирки с веществом. В графе «Цвет» - цвет вещества. В графе «Растворимость» указывают, растворилось вещество или пришлось добавлять соляную кислоту. В графе «Наблюдения» записывают, что происходит с цинком, и особо отмечают наличие меди. В графе «Вывод» указывают. Входит ли медь в состав соединения.

 

  1. Составьте отчет, заполнив таблицу.

 

Цвет

Растворимость

Наблюдения/фото под микроскопом

Вывод

1.

Голубой CuSO4

Растворяется в воде.

 

Медь входит в состав соединения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по работе:

 

 

Практическая работа «Исследование взаимодействия

кислот с металлами»

 

Цель: исследовать взаимодействие кислот с металлами и расположить исследованные кислоты и металлы в порядке увеличения интенсивности реакции с металлами..

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, реактивы, цифровой микроскоп.

Реактивы: Кислоты: соляная, уксусная, фосфорная. Металлы: железо, магний, медь, цинк..

Ход работы:

                  К металлам добавляют кислоты и записывают наблюдения. Чем более бурно идет реакция, тем она считается интенсивнее. В четыре пробирки помещают четыре разных металла и приливают к ним одну и туже кислоту. Записывают наблюдения, сравнения, насколько бурно идет реакция. Когда наблюдения будут записаны, кислоту  аккуратно сливают с оставшегося металла. Металл несколько раз промывают водой( до прекращения видимых признаков реакции). Если металл прореагировал полностью, берут новую порцию. В пробирки с металлами наливают другую кислоту и повторяют опыт. После этого делают тоже самое с третьей кислотой.

  1. Составьте отчет, заполнив таблицу.

 

Соляная кислота

Уксусная кислота

Ортофосфорная кислота

Железо

 

 

 

Магний

 

 

 

Медь

 

 

 

Цинк

   

Фосфат цинка в воде не растворяется, значит его образование незначительно.

 

  1. По увеличению интенсивности реакции с кислотой металлы можно расположить в следующем порядке:_______________________________
  2. По увеличению интенсивности реакции с металлами кислоты можно расположить в следующем порядке:_______________________________

 

 

Вывод по работе

 

Лабораторный опыт «Разложение кристаллогидратов»

 

Цель: сравнить цвета различных кристаллогидратов и безводных веществ.

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, цифровой микроскоп.

Реактивы: различные кристаллогидраты

Ход работы:

На донышко пробирки насыпают кристаллогидраты. Нагревают. Если в ходе нагревания кристаллы превращаются в жидкость – значит, температура разложения кристаллогидрата ниже 100 0С. Чтобы оценить цвет безводного вещества, продолжают нагревать до испарения воды. Нельзя допускать, чтобы сконденсировавшаяся в верхней части пробирки вода стекла вниз на раскаленную часть пробирки. Для этого воду следует выпарить, прогревая пробирку по всей длине.

  1.  Составьте отчет, заполнив таблицу.

Формула кристаллогидрата

Цвет кристаллогидрата

Цвет безводного вещества

Температура разложения. Больше или меньше 1000С.

гипс CaSO4·2H2O

 

 

 

медный купорос CuSO4·5H2O

 

 

 

железный купорос FeSO4·7H2O

 

 

 

кристаллическая сода  Na2CO3·10H2O

 

 

 

  1. Запишите уравнения реакции разложения двух-трех кристаллогидратов:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Вывод по работе: